В одной из прошлогодних бесед мы говорили о том уроке, какой дан нам в святом празднике Введения. Мы говорили, что праздник учит нас «вводить детей» еще в детстве в святую атмосферу храма, внушать им любовь, живую любовь ко Христу.
В самом деле, отчего Святая Дева избрана из всех женщин мира, чтобы стать «скинией Господа»? Отчего Она стала Честнейшей херувим, стала небом, вместившим Невмсстимого? Оттого, что родители сумели воспитать в Ней святое горение, тяготение к Богу, любовь к Христу еще не родившемуся но предсказанному пророками. Предание рассказывает, что Святая Дева трех лет взошла одна без помощи человеческой по 15 ступеням храма.
Надо полагать, что Она читала и пятнадцать так называемых песней ступеней - пятнадцать псалмов, читавшихся (по одному) на каждой ступени лестницы, а эти псалмы полны чувствами святого стремления в высь Господню, в скинии Божий, к Богу.
«Возвожу очи мои к горам, откуда помощь моя» - поет псалмопевец.
«Радовался я, когда мне сказали: пойдем в дом Господень... К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах...»
«Надеюсь на Господа, надеется душа моя. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра» и т.д. (псалом 120, 121 и 129 и т.д.).
Все эти песни ступеней звучали уже и в душе трехлетней Девы, и потому нашла Она силу через пятнадцать ступеней храма войти в святое святых и через пятнадцать ступеней подвига жизни войти в святая святых небес.
Родители воспитали в Ней любовь к Богу и храму Божию. Затем они ввели Ее в храм. Поставили под святое действие храма — молитвы и благодати. И вот она стала «Честнейшею херувим».
- Не тем ли же путем обязаны вести детей своих христиане? - писал я. И получил возражение: по разве мыслимо какое-нибудь сравнение со Святейшей и Чистейшей, Которая освящена была уже во чреве, Которая жила под постоянным соблюдением Духа Святаго»,
Верно. Сравнение невозможно, непозволительно. Однако ведь и мы, и наши дети с самого рождения освящаются силою Духа Божия, получают охраняющие их дары Божии. Но оставим и это: сегодня я намерен передать, как одна мать вела к Богу своего сына в среде порочной, в обстановке соблазна и греха.
Семья, о которой идет речь, состоит из мужа, жены, сына, двух дочерей и свекрови-матери - главы семьи. Муж - язычник, и притом язычник, отдавшийся безудержно всем языческим порокам. Он вложил в детей семена зла, врожденное расположение к греху. Труд воспитания лежит на матери. И вот из своего сына и дочерей она долгим трудом сделала великих слуг Божиих. Мы говорим о блаж. Монике, матери блаженного Августина, великолепную «Исповедь» которого наши читатели прочтут в будущем году.
Как же воспитывала она детей своих? О дочерях мы не знаем, но о воспитании сына рассказывает он сам.
Она приступила к великому делу воспитания еще до первого лепета ребенка, даже до его рождения. При первых намеках на дарованное ей Богом благословение, она, и без того преданная Богу и молитве, стала еще углубленнее, еще усерднее к слову Божию. Она из книг Священного Писания (которые в это время не выпускала из рук) узнала, что,давая ребенку жизнь, мать еще до его появления на свете может посвятить его Богу и окрестить еще в себе - в Духе Святе. Она усилила свои религиозные подвиги, заботилась вдвое о чистоте сердца, чтобы крошечную душу сделать себе подобной, наполненной мыслями о святости жизни.
Беспокоясь об ответственности, лежащей на родителях, она обращала взор к небу, моля просветить ее и дать ей силу - ребенку передать любовь к добру и Богу...
«Во чреве матери моей просветился я»,- говорит Августин. И это выражение - «во чреве матери моей» - повторяется много раз в его «Исповеди». После рождения его тотчас отнесли в церковь: обычая крестить детей тотчас после рождения тогда не было. Моника просила записать сына хотя в число оглашенных, «жаждавших крещения». Опасаясь чужого дурного влияния, Моника боялась доверить ребенка нянькам и кормилицам и оберегала его у своего сердца. «Я, - пишет Августин, - вкусил сладость посвящения в молоке матери». Чтобы укрепить дитя в добре, Моника просвещала его евангельскими рассказами, рассказывала о древних подвигах любви и веры. Она указала ему на небо, как на высшую цель стремлений, провела его по всем ступеням христианского познания. Особенно много говорила она о том, как велика любовь Божия, как сошел Он в ясли бедным Слугою нас грешных, как, обагренный кровью, вознесся на крест грехов наших ради («Исповедь»,кн. 1,гл. 9). И она так сроднила душу сына с Христом, что много лет спустя, когда грех уже завладел Августином, «он не забывал лучезарного Христова лика и бросал книгу, если не находил в ней имени Господа» («Исповедь»,кн. 3,гл. 4).
Сын вырос, и болото греха, влияние соседнего мира завлекло, затянуло его. Сам отец вел его к греху, стараясь оторвать от Господа. Он живет, как сын блудный, часто вдали от матери - у той осталось только одно средство влияния - молитва. И она молится. И вот закваска, положенная Моникой, оказалась такой сильной, что вся бурная жизнь Августина не смогла, по его словам запятнать начертанный ею образ Христа. После блужданий он все же вернулся к Господу, ибо «не могло погибнуть дитя стольких слез и такого попечения...».
Как видите, простая женщина в тяжелых условиях, однако, сумела ввести сына в храм Божий, привести его к поклонению Божьей воле; что же может помешать нам?
Нужно только помнить, что детей нужно воспитывать для Царства Божия. Нужно помнить заветы святых отцов. «Если вы хотите, - учат они, - чтобы дети вам вполне повиновались, приучайте их читать слово Божие. Вместо любви к играм, забавам, нарядам научите их любить слово Божие». Оберегайте их от дурного общества. «Если родители принимают тщательные предосторожности, чтобы ни одна змея не ужалила их детей, то почему не должны бьши бы они прилагать такое же старание к тому, чтобы испорченность мира не коснулась их детей, чтобы они не вкусили из золотой чаши Вавилона: Ведь нет яда, который не преподносили бы, не смешав его предварительно с медом» (блаженный Иероним). «Не будем думать о том, - говорит Златоуст, - сколько мы нашим детям оставим денег и имущества, но постараемся лучше внушить им добродетельное благочестие». Научим их любить Христа и тогда, хотя, может быть, жизнь помешает им бодро идти по «пятнадцати ступеням» к Богу, то все же даже в глубине падения не погаснет для них светлый маяк Христова лика и выведет их на дорогу.
1913 г.