Форма входа

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 114



На форуме: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Понедельник, 25.11.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Духовный жемчуг ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Материалы сайта


Главная » Статьи » Биографии » Знаменитые иконописцы.

Дионисий (1440-1502гг.)

ДИОНИСИЙ (1440 - 1502гг.)

Русский художник, мастер фрески и иконописи.

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как "пресловущих паче всех" (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками - Феодосием и Владимиром - и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы - Богоматерь "Одигитрию" из Вознесенского монастыря Кремля (1482), "Митрополита Алексея в житии" (обе - в Третьяковской галерее) и "Митрополита Петра в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Распятие и Спаса в силах" из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы - в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической - греческой или русской - характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении - в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн "Свет неизреченно Родившей", исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Будучи человеком вполне мирским, Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как "изящный и хитрый" изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое "Послание иконописцу" (конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или "школу Дионисия", к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего - росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

 

Категория: Знаменитые иконописцы. | Добавил: Администратор (25.12.2007)
Просмотров: 3594 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024