Форма входа

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 114



На форуме: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вторник, 30.04.2024, 11:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Духовный жемчуг ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Материалы сайта


Главная » Статьи » Биографии » Знаменитые иконописцы.

Феофан Грек (1340-1410гг.)
ФЕОФАН ГРЕК (1340 - 1410 гг.).

Русский художник; наиболее прославленный среди работавших на Руси греческих живописцев.

Главный источник биографических сведений о нем - письмо ученика Сергия Радонежского Епифания Премудрого архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу (ок. 1415). Там сообщается, что в начале 15 в. в Москве жил "преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных - более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе и в Халкидоне, и в Галате (генуэзский квартал в Константинополе), и в Кафе (Феодосия), и в Великом Новгороде, и в Нижнем". Для самого же Епифания Феофан написал красками "изображение великой святой Софии Цареградской". Единственная дошедшая до нас его работа, имеющая точное документальное подтверждение, - росписи церкви Спаса Преображения на Ильине-улице (в Новгороде Великом), упомянутые в Новгородской III летописи под 1378 годом. Летописи и Епифаний указывают также, что в московском Кремле Феофан украсил фресками церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (вместе с Семеном Черным, 1395), Архангельский собор (1399) и Благовещенский собор (вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца, 1405), однако все эти работы не сохранились. С его именем принято связывать иконы деисусного чина Благовещенского собора, иконы "Преображение" из Переяславля Залесского (1403) и "Богоматерь Донская" из Коломны (с "Успением" на обороте, 1380). Из книжных миниатюр ему приписывают инициалы "Евангелия Кошки" (ок. 1392, Российская государственная библиотека, Москва).

Замечательные фрески храма Спаса-на-Ильине - эталон, по которому судят об искусстве греческого мастера. Эти образы (Христос Вседержитель в окружении архангелов и серафимов в куполе, праотцы и пророки в барабане, Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Троица, Поклонение Жертве и фигуры святых в угловом Троицком приделе на хорах) полны впечатляющего внутреннего драматизма; свободно и живописно наложенные краски подчинены общему приглушенному тону, на фоне которого яркие, контрастные пробелы кажутся вспышками неких духовных молний, что прорезают сумрак материального мира, озаряя святые лики и фигуры. По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого - как одного из младших сотрудников Феофана - вполне можно считать и одним из его учеников) стиль греческого мастера беспокоен и суров: он как бы показывает не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического поиска, не покой, а трепет мысли, взыскующей абсолюта. Недаром ему сопутствовала репутация "художника-философа", который, как подметил Епифаний, во время работы не вглядывается в образцы, но "беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумную видит доброту".

Категория: Знаменитые иконописцы. | Добавил: Администратор (25.12.2007)
Просмотров: 1527 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024