Форма входа

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 109



На форуме: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Среда, 14.11.2018, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Духовный жемчуг ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Материалы сайта


Главная » Статьи » История одного храма » Храмы на территории России

г. Ростов-на-Дону. Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы
Старообрядческие храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы
в г. Ростове-на-Дону.
 
Одним из ранних храмов на территории, занимаемой Ростовом-на-Дону, была старообрядческая часовня, стоявшая в районе нынешней улицы Донской. Она была выложена из местного камня. Точная дата ее основания нам не известна. Более конкретными сведениями мы располагаем, начиная с XIX века. В 1813 году на участке, где стояла эта старинная часовня, ближе к Канкринской улице (ныне улица Ульяновская), сооружается деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Во второй половине XIX века появляется и официальный адрес этой, трудно сказать какой по счету, церкви: улица Канкринская, 42 (ныне улица Ульяновская, 32).
В 1913 году на той же Канкринской улице, на ее северной, нечетной, стороне (теперь это улица Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н. И. Панина строится каменная старообрядческая Покровская церковь. Она возводилась по проекту академика архитектора В. А. Покровского, фамилия которого удивительно совпадает с именем храма. Создание этого храма не было случайным в творчестве московского зодчего. Он принадлежал к группе художников, которые связывали свое призвание с возрождением русского религиозного искусства. Храм был возведен с использованием форм древнерусского зодчества и органично вошел в сложившуюся городскую застройку.
Церковь представляет собой одноярусный, протяженный объем с пониженной, меньшей по габаритам, алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещенная одноярусная звонница увенчаны малыми главками.
Ныне храм является памятником архитектуры — единственным сохранившимся с начала XX века культовым сооружением старообрядческой общины на Дону. После освящения храма церковную утварь, иконы, старопечатные книги жертвовали семьи Парамоновых, Паниных, Соловьевых.
В интерьере храма и сегодня используются только старинные иконы старообрядческого письма.
Перечисленное "обилие" Покровских церквей на небольшом "пятачке" территории Ростова объясняется не только недолговечностью деревянных сооружений, хотя и это имеет свое значение. Как известно, в православии, а у старообрядцев в особенности, существует традиция сохранения месторасположения возобновляемых храмов, если их "предшественники" по тем или иным причинам оказались утраченными. Но дело состоит и в том, что старообрядчество по своему составу крайне неоднородно. Оно разветвляется на две основные группы: беспоповцев, которые совершают богослужения без священников, и поповцев. Наиболее крупной из поповцев частью является конфессия "Белокриницкого согласия". В поповской группе обычно выделяют часть старообрядцев "беглопоповцев", образованную священниками, переходившими из новообрядческой церкви в старообрядческую. В 1923 году эта часть старообрядцев образовала свою конфессию "Древле-православной старообрядческой церкви" "Новозыбковского согласия". К поповцам относятся и старообрядцы "единоверцы", которые, сохраняя старые обряды, "окормляются" конфессией новообрядческой церкви.
Каждая из перечисленных групп старообрядцев всегда создавала свои собственные храмы. К сожалению, различные официальные исторические документы в отношении старообрядчества не указывали принадлежности храма к той или иной группе верующих. Поэтому во многих случаях приходится руководствоваться устными преданиями, достоверность которых не всегда безусловна.
По устным преданиям прихожан старообрядцев следует, что каменная Покровская церковь по улице Ульяновской, 37, до 1935 года принадлежала старообрядцам - беглопоповцам "Новозыбковского согласия". Эти же прихожане иногда называли церковь не Покровской, а Покрово-Ильинской — из-за существовавших в ней чтимой иконы или второго храмового престола во имя Святого Всехвального Ильи Пророка. Старообрядцам же "Белокриницкого согласия" до начала 1920-х годов принадлежала деревянная Покровская церковь, стоявшая на углу улицы Ульяновской, 32, и бывшего Николаевского, теперь переулка Семашко. Как только эту церковь закрыли в 1923 году, "белокриницкие" старообрядцы вынужденно перешли в каменную Покровскую церковь, находившуюся тут же, по-соседству, на расстоянии каких-нибудь 100 метров.
Однако и каменный храм по улице Ульяновской, 37, проводил богослужения недолго. В 1935 году его закрыли и превратили в радиомастерскую.
В 1946 году эта Покровская церковь возобновила богослужения, но уже в составе самого крупного старообрядческого объединения, входящего теперь в самостоятельную московскую митрополию "Белокриницкого согласия". С тех пор Покровская церковь этой конфессии получила статус собора.

Облик храма сохранен заботами верующих. Малые главки с крестами, разобранные в 1935 году, были восстановлены в начале 1980-х годов по эскизам архитектора, прихожанина церкви А. П. Зимина.

 

Категория: Храмы на территории России | Добавил: Администратор (10.09.2008)
Просмотров: 3537 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 1
1 222980  
очень приятно узнать о своей Родине, буду в Ротове постараюсь посетить. Жила в Ростове вышла замуж за старообрядца Одесс.обл.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018