«Ибо Я Господь Бог твой, Целитель твой» (Исх. 15,26).
«Смотрите, братие, чтобы кто не увлек вас философией и пустыми обольщениями, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8), — предупреждал ап. Павел свою паству, а вместе с нею и каждого из нас. Нынешнее общество захлестнули волны сатанинской лжи. Через средства массовой информации, разнообразнейшими объявлениями и рекламой, многочисленные «благодетели» наперебой предлагают свои услуги: восстановить здоровье, омолодить организм, избавиться от вредных привычек, укрепить семью, покончить со стрессом, хронической усталостью, неудачами и т.д.
В поисках здоровья или избавления от вредных привычек, люди обращаются к разным лицам и организациям - как к обычным, «светским», врачам и поликлиникам, так и к новоявленным ясновидящим, биоэнергетикам и экстрасенсам. Одни, сохранив какие-то элементы християнского воспитания, остерегаются обращаться к служителям темных сил (колдунам, «народным целителям»), другим - все равно, какой избран метод («лишь бы помогло!»). Большинство же все чаще обращаются к «нетрадиционной медицине» - назовем так условно не только восточную медицину, но и новейшие методики «научной», «традиционной» медицины: психотерапия, гипнотерапия, кодирование. Вероятно, такая медицина привлекательна тем, что это не «колдовство», а все-таки медицина, но в то же время «нетрадиционная», Т.е. необычная, особенная, а значит и ожидаемые результаты должны быть «особенными» быстрыми, эффективными и надолго… Причем все это не требует много времени, больших усилий и значительных затрат со стороны пациента. Главное здесь - добровольное согласие пациента подвергнуться данной методике.
Медицинские организации, возникшие у нас за последнее десятилетие, ориентированы, как правило, в направлении оккультного целительства (центры нетрадиционной медицины, народного целительства, гомеопатические центры).
Естественно, что это направление не имеет ничего общего ни с учением, ни с практикой Христовой Церкви; следовательно — неприемлемо для християнина.
Жертвы подобных «лечебных» учреждений — и неверующие, и только пришедшие к вере, которым трудно разобраться, что — духовно, а что — греховно в наше лукавое время, и так называемые християне, которые на деле не оправдывают такового звания и которые зачастую не знают, в чем. собственно, состоит християнство.
Рассмотрим, вдумаемся и попробуем разобраться — чем мы расплачиваемся за подобное лечение; деньгами ли только?
Здоровье (и телесное, и душевное) — бесценный дар от Бога. Следовательно, его нельзя купить за деньги. Обращаясь к мнимым «целителям», мы не только тратим средства впустую, ну и создаем угрозу спасению своей души, Т.к. «нетрадиционная медицина» — это «лечение» при помощи темной силы, которая действует через посредника (гипнотизера, экстрасенса, психотерапевта).
В своей жизни, в каждом поступке, мысли, действии, человек непрестанно делает выбор: с кем он? С Богом или дияволом? Кому служит? Кого призывает на помощь? Или — или. Третьего нет!
Так и в отношении здоровья. Или исцеление от Бога (через молитву, пост, очищение от грехов покаянием…), или от диявола, через его служителей. В первом случае - мир с Богом и спасение души, во втором - отступление от Бога и гибель души. Напомним из Священного Писания: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).
Человек склонен выбирать то, к чему лежит его сердце. А сердце наше прилеплено к прелестям мира, к заботам о своем материальном благе и о своем физическом, а не духовном здоровье. И вот это приводит нас к мнимым «целителям», которые обещают всецелое, всеобщее оздоровление. Целителей становится все больше, а болеем мы все чаще, — мы и наше общество в целом. Это показатель нашей бездуховности, а духовные безграмотность и беззаботность являются причиной того, что уклоняемся от пути истинного и… неизбежно попадаем в сети диявола.
Как отличить добро от зла, истину — от лжи, путь спасения — от пути погибели? Если задуматься над словами Спасителя нашего Исуса Христа «Аз есмь путь, и истина, и жизнь», — и в обращении Его к Богу Отцу, — «…слово Твое есть истина» (Ин. 14, 6; 17, 17), то становится понятным, что объективной истиной является только сам Бог и только то знание, которое исходит непосредственно от Него. Это, прежде всего, Новый Завет, как жизнь и учение Богочеловека Исуса Христа, записанное непосредственно Его учениками; Деяния и Послания апостольские, как проповедь и изъяснение учения Христова; и вообще все письменное и устное Предание Церкви, включающее в себя письменное наследие святых отцов, решения Вселенских и поместных соборов, и все то, что принято и бережно хранится в недрах святой Церкви.
Это знание, воспринятое и усвоенное личностью, позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающем мире, отличать добро от зла, быть верным Истине.
«Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. 11). Однако лишь имеющий «ум Христов» (1 Кор. 2, 16) сможет отличить истинное, спасительное добро, от добра ложного, не во славу Божию творимого.
В настоящее время человеческое общество почти полностью отошло от жизни по Истине, данной Богом. Атеистическая идеология, полностью выполнив свое предназначение — оторвать человечество от прежде сильной християнской традиции — уходит с исторической сцены. Нынешнее общество все более и более оправдывает определение общества постхристиянского — внешне вернувшегося к християнству, на самом деле исповедующего совершенно иные жизненные принципы, цели, образ мышления и стиль поведения. Само християнское учение, особенно на Западе, искажено, а то и полностью извращено в учениях многочисленных псевдохристиянских сект и так называемых церквей. Религия нынешнего общества — некая синкретическая (1) смесь, где в сознании людей тесно переплетены и мирно сосуществуют элементы християнские, языческие и откровенно демонические.
Так как духовность общества (его религия, идеология) не только определяет его нравственный уровень, но и влияет на все сферы человеческой деятельности, то неизбежным стало проникновение синкретизма и в культуру, науку и т.д. Везде и во всем заметны сосуществование материализма и идеализма, християнства и язычества — причем одновременное восприятие и допускание того и другого сознанием людей. Уже нет поиска Истины, верности Истине, служения Истине, но — всеприемлемость и вседозволенность.
В этом контексте (соответствие християнскому учению, влияние синкретизма), рассмотрим феномены в современной медицине: психотерапия, гипноз, кодирование.
В наше апостасийное (богоотступническое) время наблюдается одно парадоксальное явление. Отринув веру в Бога, в существование ангелов и бесов, в бессмертие души и загробную жизнь, человечество (в лице ученых и псевдоученых) необычайно заинтересовалось тайнами человеческого сознания — психикой, мышлением, поведением, межчеловеческими отношениями, — то есть сферой, связанной именно с душой и духовным (невидимым) миром. В результате появились так называемые пси-науки: психология, психотерапия, психопедагогика, а также такие понятия, как психотехнология, психотроника и др. Все эти термины имеют в корне слово «psyche» (психе) — душа. Душа наукой не признается, а названия наук говорят о душе:
психология — «наука о душе»,
психотерапия — «лечение души», и т.д. Основоположники и специалисты этих наук утверждают, что их область — не душа, а человеческое сознание, воля, xapaктep; но соответствующего (адекватного) названия наукам не было придумано, да и не будет, ибо сознание (разум), воля, характер (чувства) — это и относится к составу человеческой души.
Человечеству открыто в Священном Писании, что есть душа, каковы ее свойства; известно, что она наделена разумом, обладает свободой воли и выбора (держаться доброго или злого).
Православное учение, апостольское и святоотеческое наследие учат нас, что делать, чтобы очистить душу, возвысить ее, приблизить к Богу. Это и есть истинная наука о душе, о человеческой личности.
Пси-науки, не признавая существования души, пытаются объяснить человеческое поведение, человеческий характер (мысли, поступки, привычки, страсти) особенностями организма или влиянием среды — семьи, общества, и т.д. Не имея нужной основы — Священного Писания, Священного Предания, учения Православной веры, — такие науки, во-первых, являются ложными (подтверждение этому — постоянное появление новых теорий, зачастую опровергающих предыдущие); во-вторых, неизбежно приводят к противоположным знаниям (мистическим учениям, магии и т.п.). Психология и психотерапия, продолжая называть себя науками, интегрируются (сливаются) с парапсихологией (2) и оккультизмом (3). Таким образом, на рубеже тысячелетий мы становимся свидетелями демонизации науки и особенно — психологической и психотерапевтической практики.
Остановимся подробнее на термине «психотерапия», на истоках, развитии и сущности этой практики современной медицины.
Во второй половине ХХ века медицинская наука начала применять, помимо традиционного лечения лекарственными препаратами, воздействие психологических факторов. Это было названо психотерапией. Преимущественно психотерапия имела успех в лечении психических болезней, нервных заболеваний, сердечных недомоганий, а также в избавлении от вредных привычек.
В научной литературе 70-80-х годов встречается такое определение психотерапии: «Психотерапия — методичное использование психических факторов для улучшения состояния больного или излечения болезни». Далее там же читаем: «Психотерапия может быть применена для лечения многих болезней при помощи лекций, собеседований, фильмов и т.д. Психотерапия состоит в способе разъяснения больному индивидуальных особенностей в его недуге, сопровождаемое конкретными рекомендациями, для устранения беспокойства, страха, опасности вредных привычек (алкоголизм, курение и др.)».
Из вышеприведенного видно, что психотерапия воздействует на душу, а не на тело, Т.е. вторгается в область психического, а не физического.
Если в 70-80-е годы психотерапия использовала фильмы, беседы и т.д., то уже через 20-25 лет она действует более решительными и жесткими методами:
«Психотерапия — метод лечения больных через убеждение, внушение, гипноз» (из энциклопедического словаря 1998 года издания). Обратим внимание: уже не «методичное использование психических факторов» (пассивное влияние), а лечение больных через «влияние на их психику» (активное влияние). Более откровенно это звучало бы так: порабощение души через подавление воли (с привлечением темной силы, для полного подчинения личности).
Таким образом, психотерапия превратилась из науки, занимающейся лечением души, в науку «овладения душой» — частично или полностью.
Внушение, гипноз, кодирование - вот «инструменты» психотерапии, которыми она подавляет свободную волю личности и тем самым лишает ее защиты Божией. А человек без воли — делай с ним, что хочешь. Внуши — и послушается. Закодировал пациента — перестал пить, расстался с сигаретой. Доступность и эффективность метода привлекают маловерных и слабовольных. «Цель (избавление от вредных привычек) — благая; значит, средства не играют роли». Насколько неразумны (если не сказать — безумны) люди, которые так оправдывают свое обращение к психотерапии (гипнозу, кодированию)! Задумаемся, взвесим: приобретаем спокойствие и решение жизненных проблем, — теряем же помощь Ангела-хранителя и Божию благодать ко спасению. Устраиваем эту, временную, жизнь — лишаемся вечных благ. А ведь обратившись к Богу, очистив сердце покаянием, получили бы и здесь исцеление, и там жизнь вечную… Какой страшный договор заключается таким человеком с дияволом: «Я отрекаюсь от своей воли и от помощи Господа, и подчиняю свою волю врачу-психотерапевту (или экстрасенсу, или гипнотизеру), только бы он мне помог». Приемы же подобных целителей и последствия явно свидетельствуют, что их лечение не дар от Бога и не достижение науки, но — плод сотрудничества с темной силой, применение оккультных учений и практик.
|